Изразцы: особенности изготовления и примеры использования в интерьере

Технология изготовления изразцов

Стоит отметить, что современные производства изразцов всё же несколько отличаются от древних. Технологии позволяют сделать всё быстрее и качественнее, с соблюдением норм и стандартов, что сложно реализовать при их отсутствии. А это означает повышение производительности, разумные сроки и рост показателей качества продукции. Так что ручной, творческий труд вполне может уживаться с нашим высокотехнологичным настоящим без ущерба для дела.

Итак, какие же этапы производства изразцов можно выделить?

  1. Подготовка глиняной массы. Основной материал для создания изразцовой керамики — красная глина. На этом этапе ее увлажняют. Далее, её нужно хорошенько размять, чтобы не образовалось воздушных пространств, приводящих к трещинам и даже полному раскалыванию изразца.
  2. Формоподготовка. Поскольку эта продукция зачастую имеет рельеф, необходимо создать форму, с помощью которой можно было бы получить заготовку сложной геометрии. Неточности на данном этапе приведут к тому, что придется всё переделывать или затратить больше сил на доработку. В древности формы изготавливались из дерева, сейчас они чаще всего из гипса. Такой материал более практичный и проще обрабатывается, что сокращает сроки изготовления и риски ошибок. Помещенная внутрь формы глина тщательно утрамбовывается вручную.
  3. Сушка. После того, как мы получили заготовки, переносим их в специальные сушильные помещения и камеры. Там будущие изразцы сохраняются до тех пор, пока влага не уйдет в достаточном количестве для проведения последующей работы.
  4. Обработка. Полученные образцы отправляются на обработку, где их инструментом очищают и удаляют лишнее, приводя их к тому виду, который необходим заказчику. Когда нужная геометрия получена, глина после тщательной очистки отправляется на обжиг.
  5. Утильный обжиг. На данном этапе проводится первый обжиг будущей керамики. Он необходим для повышения прочности черепка, удаления оставшейся влаги, т. н. спекания. Однако, следует помнить, что слишком большой коэффициент расширения черепка по отношению к аналогичному у глазури приведет в дальнейшем к образованию дефекта, называемого отскок. Поэтому, температурный и временной режим выбираются так, чтобы это не навредило последующим работам.
  6. Покрытие глазурями и роспись. На данном этапе вступают в работу художники. Они тщательно покрывают глазурями поверхность изразца, прорисовывают все детали композиции.
  7. Политой обжиг. Это один из самых ответственных этапов в производстве изразцовой продукции. Специалист действует в строгих временных рамках, задавая достаточно точную температуру для получения наилучшего результата.

После финального обжига изразцы аккуратно укладывают, еще раз внимательно осматривают на предмет недоработок. И если всё устраивает, можно отправлять к на объект с печником.

А как же секреты? Давайте поговорим и о них.

Секреты производства изразцов — типичные ошибки

  • Сборка. Такой дефект может образовываться при плохой обдувке черепков на стадии финального обжига. Пыль ваш главный враг в данном деле. Но не только она, но и глазурь. Некачественная глазурь! Иногда сборки выглядят даже неплохо, но в целом это, конечно, нельзя назвать чем-то хорошим.
  • Отслаивание глазури. А вот эта ошибка уже чаще связана с переобжигом. Стараясь хорошенько обжечь изразец, неопытный человек может запросто в этом перестараться. Впрочем, иногда не стоит винит в этом температуру — глазурь слишком мелкого помола также является причиной ее последующего отслаивания.
  • Прыщи. Это плотные вздутия на поверхности обожженной керамики. Такой дефект возникает, если поверхность черепка была загрязнена органическими веществами и водой. Это происходит при недостаточно высокой температуре утильного обжига.
  • Вспенивание. Если глазурь вспенивается, вероятно, виновата печная среда (но не всегда). Высокое содержание серы в продуктах сгорания является частой причиной такого дефекта. В некоторых случаях, вредитель — слишком высокая температура или длительное время обжига (в противоположность прыщам). Иногда для предотвращения вспенивания помогает замена состава самой глазури.
  • Пятна. Это достаточно частая ошибка у производителей керамики. Представляют собой крупные точки, отличающиеся по цвету от основного. Почему так происходит? Обычно углерод выгорает, но, например, при недостатке кислорода в печах не происходит достаточного окисления органики. Результат — пятна.

История изразца на Руси

Таким образом, вы теперь знаете, что такое изразец и каковы особенности его монтажа. Теперь давайте сделаем небольшой экскурс в прошлое и посмотрим, когда именно этот вид отделки появился на Руси. История изготовления данной разновидности облицовочного материала неразрывно связана с историей развития искусства кладки печей. Когда-то давно на Руси избы топили «по-черному» при помощи простейших конструкций – каменок. Однако позже начали появляться и более современные печи – с дымоходом

Разумеется, русская любовь к украшательству предметов быта коснулась и этого важного элемента избы. Глиняную плитку, предназначенную для отделки пола и зданий, начали производить на Руси еще в 10-11 веке. Тогда ей украшали в основном церкви и храмы

Тогда ей украшали в основном церкви и храмы.

Собственно сам печной изразец появился немного позднее – в 16 веке. В то время представлял он собой обычную глиняную плитку с рельефным узором. Сюжеты рисунка на такой отделке могли быть самыми разными. Поливой (аналогом современной глазури) изразцы начали обрабатывать в 17 веке. Во всяком случае, самая старая из всех найденных плиток датируется именно этим столетием. Вторую его половину можно с уверенностью назвать золотым веком изразцового искусства. Именно начиная с 17 в. и по 19-ый украшение печей этим видом облицовки становится традиционным. Сюжеты израцовых картин, а также мотивы узоров все более усложняются. Цвета же становятся необыкновенно яркими и красочными. Изразцами украшают печи больших церквей, дома зажиточных граждан, дворцов.

До 18 века такой плиткой было принято облицовывать в том числе и фасады зданий снаружи. Однако к концу этого столетия такая мода сошла на нет. Изразцы стали применять только для украшения интерьеров.

Как сделать изразцы самостоятельно?

Процесс изготовления керамики разбит на этапы. Начинать нужно с подготовки сырья.

Заготовка глины

Глина есть в продаже, но можно заготовить её своими силами. Если предполагается самостоятельная работа, то рекомендуется озаботиться запасами в тёплое время года. Глиняные комочки следует хорошо просушить под прямыми солнечными лучами.

Высушенную глину разбивают трамбовкой и просеивают, удаляя примеси. Раскрошенное сырье заливают водой и тщательно перемешивают. Во время этой процедуры на поверхности оказывается весь шлак – его убирают. Манипуляцию повторяют до тех пор, пока не перестаёт всплывать мусор.

 Заготовка глины

Для работы желательно использовать спецёмкость, в которой делают разновысокие отверстия. Последние вначале закупоривают, но, по мере промывания, постепенно открывают. Благодаря этому жидкость сливается – в таре остаётся жидкое сырьё. Глину перемещают в широкий невысокий таз и снова просушивают на солнце. В процессе выпаривания исходник постоянно перемешивают. Готовым считают тестообразный пластичный материал.

Изготовление формы

Раскатывание заготовки

Облицовочные материалы можно изготовить какой угодно геометрии. Исходя из желаемой, готовят форму из гипса. Схема изготовления глиняной заготовки:

  • из куска глины раскатывают лепёшку;
  • острым инструментом вырезают требуемую фигуру и выравнивают грани;
  • лепят структурную иллюстрацию и с помощью стека наносят узорный эскиз; контур заготовки оформляют глиняными валиками.

Далее из брусков делают рамку, в которую помещают заготовку. После этого в воде разводят гипс – из соотношения 7:10 (гипс:вода). Модель из глины увлажняют, а затем заливают гипсовой смесью.

Сперва смесью покрывают модельный узор, тонкослойно. После этого составом заполняют рамку до самого края. Для схватывания гипса хватает 15 минут. Спустя четверть часа рамку удаляют, а форму очищают, вымывают и просушивают. На этой стадии её уже можно использовать для изготовления плиток.

Формовка и обжиг изразцов

 Формовка плитки

Гипсовая модель готова – её заполняют податливым материалом. Вдавливая глину в структурную поверхность формы, следят за тем, чтобы сырьё заполнило собой все детали. Далее – черёд румпы. Коробку делают из четырёх валиков, которые располагают на заготовке. Нужно помнить о проволочных отверстиях. После того, как полуготовый изразец слегка застынет, его извлекают из основы.

С помощью любого гладкого элемента полируют глину. Итогом должен стать небольшой блеск поверхности. Декоративный элемент на время оставляют – ему нужно высохнуть.

 Процесс формования изделия

Подсохшую плитку кладут в муфельную печь (устройство нагрева, для которого характерно наличие защиты от топлива и продуктов сгорания). Между изразцами должно быть небольшое пространство, иначе элементы спекутся вместе. Температура обжига – около 900 градусов. Время обжига – примерно 4 часа. После термообработки извлекать плитки из печи можно только тогда, когда они полностью остынут.

Роспись плитки

 Роспись изразца

На этом этапе производства плитка функциональна, но недостаточно эффектна. Минус устраняют с помощью росписи. Есть два варианта декорирования:

  • холодный метод; в ход идут масляные краски – плитку олифят, просушивают в течение дня, декорируют, снова сушат и лакируют; повторный обжиг не нужен;
  • роспись ангобами (покрытием из жидкой глины); требуется разносортная глина и второй обжиг; есть два подварианта этого метода:
    • плитку смачивают в воде, после чего обрабатывают тонким слоем светлого ангоба; дав изразцу чуть подсохнуть, его расписывают термоустойчивой гуашью; при отказе от эмалирования плитки в ангоб домешивают толчёное стекло – для упрочнения; после росписи детали вновь отправляют в печь;
    • плитку покрывают сметанообразной глиной; нужно учитывать, что при термической обработке расписанная изразцовая керамика может менять цвет.

Процесс глазуровки

 Готовые глазурованные плитки

Глазурь нужна для усиления эффекта и повышения прочности плиточного полотна. Схема эмалирования:

  • готовят клейстер и перемешивают его с толчёным стеклом; смесь должна быть сметанообразной;
  • в готовый состав окунают плитку – либо расписанную, либо без дополнительной художественной обработки;
  • просушивают керамику;
  • повторно обжигают.

При нагреве клейстер со стеклом спекаются с плиткой и образуют одно целое.

Печка, облицованная термоинертной керамикой

Что такое изразцы?

Значение слова (этимология) многими трактуется по-разному, а произошло оно от старого слова «изразить», т.е. вырезать. По сути своей, изразцы – это плитка из обожженной глины (керамика), отличающаяся от других своей конфигурацией, а именно, наличием румпы.

Румпа, что это такое и зачем она нужна?

Румпа изразца (см. рис.) представляет собой коробчатый выступ на обратной (тыльной) стороне изразцовой плитки. Румпа придает плитке прочность и повышает теплоемкость печи. По размерам она чуть меньше площади изделия.

Именно эта ключевая особенность делает керамические изразцы идеальным облицовочным материалом для домашней печи и камина.

Такая же пустотелая конструкция свойственна и кафельным декоративным элементам для облицовки стен, фасадов, каминов и печей.

Преимущества изразцов перед плиткой

прочность и жесткость. Достигается за счет толщины изделия – изразец в 2 раза толще керамической плитки;

способность выдержать любую температуру;

устойчивость к перепадам температур;

аккумулирование тепла. Хорошо протопленная печь способна отдавать тепло в течение суток;

экологичность. Достигается за счет того, что в производстве используется глина, а также за счет того, что на поверхности изразцов (в частности глазурованных) не задерживается пыль. Она не сгорает и не выделяет вредные для пользователей вещества;

простота в уходе;

экономия топлива. Камера румпы долго удерживает тепло, за счет этого снижается расход топлива и увеличивается длительность обогрева;

исключение возможности получения ожога при контакте с поверхностью печи. За счет внутренней камеры температура изразцовой печи (наружных стен) не высокая;

низкий показатель влагопоглощения;

тепло, выделяемое изразцовой печью сравнимо с солнечным;

длительный срок эксплуатации, подтвержденный практикой;

историческая ценность. Старинные изразцы хорошо сохранились в усадьбах русской знати. И сегодня многие пользователи стремятся сделать жилье в традиционном стиле.

Статья по теме: Чем и как выровнять пол под линолеум

Безусловно, вне конкуренции эстетические свойства изразцов. Благодаря разнообразию их видов можно воплотить в реальность любой дизайн-проект. Изразцовая печь отлично впишется в любой дизайн – от классики до модерна. Даже лаконичный хай-тек не устоял перед прелестью печных изразцов.

Достоинства и недостатки

Использование изразцов способно не только художественно обогатить интерьер, но также они:

  • аккумулируют тепло;
  • повышают КПД печей и каминов;
  • способствуют большей прочности конструкции, на которую закрепляются;
  • создают дополнительную защиту помещения от проникновения угарного газа;
  • маскируют разнообразные внешние дефекты;
  • эффективно нагревают помещение, но не накаляются;
  • просты в уходе;
  • позволяют проявить индивидуальность владельцев;
  • красивы и неповторимы;
  • долговечны, а также устойчивы к негативным воздействиям окружающей среды.

Среди большого количества достоинств можно выделить следующие «минусы» изразцов:

1. Довольно большой вес, из-за чего возможно облицовывать только массивные печи и камины.

2. Высокая стоимость как самого материала, так и работ по его установке.

3. Качественная укладка изразцов, так чтобы они послужили не только вам, но и вашим правнукам, возможна только опытным специалистом ввиду высокой сложности технологии.

В статье мы постарались рассказать, что такое изразцы, как их делают, о достоинствах и недостатках этого материала. Обдумывая декор вашего дома или печки, вспомните про этот старинный, но очень актуальный декор. Может быть, это именно то, что вам надо?

Технология изготовления

Несмотря на то, что сейчас изразцы зачастую изготавливают на заводах машинным способом, изначально традиционные декоративные плитки для печи делались вручную. Кроме того, их несложно сделать своими руками – для этого вам потребуется только глина, пластилин, гипс и глазури, которые продаются в художественных магазинах и гипермаркетах для хобби и творчества. Единственная проблема – обжиг, поскольку для этого нужна муфельная печка с высокими температурами. Впрочем, сейчас почти в каждом городе есть мастерские, которые предоставляют услугу обжига изделий.

Технология изготовления изразцов следующая:

7 этап – Нанесение рисунка (роспись изразцов, ангобирование)

Как почти вся керамика, изразцы могут быть расписаны с использованием таких методов:

Холодная роспись

Роспись изразцовРисунок создается обычными масляными красками. Перед покрытием изразец нужно покрыть натуральной олифой, подсушить в течение 1-2
суток, а затем расписывают.

После высыхания красок для получения более красивой поверхности и придания краске стойкости, изразец можно покрыть масляным лаком. Метод хорош тем, что не требует дополнительных обжигов.

Для тех, кто делает изразцы для печи своими руками – это наименее трудозатратный вариант. При этом, на разные изразцы можно нанести разные части рисунка. При раскладке изразцов
получится большой рисунок на всю поверхность печи.

Роспись цветными ангобами (ангобирование)

Ангоб – это декоративное покрытие из жидкой глины (глинистой
суспензии), которым покрывают керамические и гончарные изделия перед обжигом,
чтобы получить гладкую поверхность или для придания нужной окраски.

Ангоб для росписи изразцов можно получить двумя способами.
Во-первых, подобрать разные по оттенку виды глины. Во-вторых, заколеровать
белую глину, красящими пигментами. Данная техника нанесения рисунка делится на
два подвида:

нанесение глины, доведенной до консистенции густой сметаны;

окунание изразца в воду, а затем в белый ангоб. После того,
как белый фон просохнет (но не высохнет полностью) на него цветными ангобами
наносится рисунок.

Ангобирование изразцов – видео

Примечание. Если дальнейшее глазурование изразца не
планируется, мастера рекомендуют добавить в ангоб 10-20% флюса. Флюс – это
силикатное стекло, сообщающее краскам блеск. Изготавливается стеклянный порошок
самостоятельно путем толчения стекла в емкости. Чтобы упредить распыление
частиц работы выполняются в очках, перчатках, а емкость с пестиком помещается в
прочный прозрачный полиэтиленовый пакет. Крупные частицы удаляют путем
просеивания порошка через сито. Хорошо для этих целей подходит капроновый
чулок, натянутый на основу, например, на пяльцы для вышивания.

Рисунок придаст гладкому или рельефному изразцу неповторимую
красоту. В качестве тематики при выборе рисунка можно использовать мотивы,
которые передают голландские, испанские или русские изразцы.

Чтобы закрепить нанесенный рисунок изразец нужно подвергнуть
повторному обжигу.

Виды изразцов для печи и камина

1. По форме

Изразец на печь может быть уложен только целым, иначе его уникальные свойства аккумуляции тепла сведутся к нулю. Поэтому, с точки зрения формы для изразцов, выделают три основных элемента:

плоские (фронтальные). Предназначены для облицовки ровных поверхностей;

угловые. Соответственно, для облицовки углов;

фасонные. Позволяют облицевать выступающие части (например, карнизы) и выделить зоны. В основном используются как декоративные изразцы.

Формы изразцов

Разнообразие форм изразцов не ограничено стандартными элементами, существуют разные варианты (как на картинке)

Рельефные и гладкие изразцы- рельефные; — гладкие.

Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net

3. По типу поверхности

Глазурованные изразцы- глазурованные (глянцевые);

— не глазурованные изразцы (терракотовые)

не глазурованные (матовые, терракотовые). Данный вид отличается более низкой, по сравнению с глазурованными изделиями ценой.

Изразцы с рисунком- с рисунком;

Изразцы без рисунка

— без рисунка.

5. По стилю орнамента

Тематика рисунков и цветовая гамма изразцов передают дух той страны, в которой они созданы.

Голландские изразцыГолландские изразцы. Им свойственная синяя цветовая гамма на снежно-белом фоне. Из мотивов преобладают морские, степные пейзажи, корабли, мельницы, пастушки и т.п.

Испанские изразцы

Испанские изразцы. В них ощущается влияние восточных искусств. Сложные орнаменты отражают образ жизни востока.

Немецкие изразцы

Немецкие изразцы. Отличаются четкостью линий и лаконичностью рисунка. Изразцы немецкого производства имеют наибольшее постоянство размеров и практически не нуждаются в дополнительной обработке перед облицовкой.

Русские изразцы

Русские изразцы. Поражают буйством краски и разнообразием орнаментов и узоров. Различные регионы имеют свои стили создания рисунка и рельефа на изразцах.

Ярославские изразцы

Ярославские изразцы. Один из ярких представителей русской ерамики. Их отличие в сложном рисунке и приглушенной цветовой гамме.

6. По размеру

Стоит отметить, что размеры изразцов у каждого производителя могут варьироваться. Это связано с технологией производства. Тем не менее, изразцовая плитка соответствует габаритам:

толщина изразца 45-50 мм;

размеры квадратного изразца (длина-ширина) 200х200, 220х220, прямоугольного 205х130 мм.

Данные показатели регламентируются ГОСТ 3742-47.

7. По виду румпы

Простая румпа изразцапростые. Румпа имеет наклонный срез;

Румпа изразца с бортиком

с бортиком. Наличие бортика делает крепеж более удобным (за счет наличия в них крепежных отверстий) и надежным.

Ячеистая (сотовая) румпа изразца

Встречаются румпы с более сложной конфигурацией бортика и наличием нескольких камер.

Самым востребованным на сегодня среди пользователей видом изделия считается глазурованный изразец с нанесенным рисунком.

Подготовка изразца к облицовке

Учитывая способ изготовление изразцов можно отметить, что
все плитки будут отличаться по размеру и оттенку.

С размером проще – все изразцы подгоняются под один размер с
помощью болгарки и шлифовки рашпилем. При этом если нужно распилить изделие на
части сначала нужно сделать запил лицевой глазурованной поверхности.

Примечание. Чтобы не повредить поверхность изразца при
дальнейшей шлифовке сначала на глазурованной поверхности нужно сделать
небольшой скос. Таким образом, изразцы будут опираться друг на друга ребром, а
не декоративной поверхностью. На качестве укладки это никак не отразится.

Но если размер можно привести в единое соответствие, то
цвету нужно уделить внимание. Изделия следует сгруппировать таким образом,
чтобы переход между оттенками был как можно менее заметным

При этом мастера
советуют укладывать изразцы с темными оттенками внизу.

Изделия с обнаруженными дефектами (трещинами, сколами,
дефектами рисунка) могут пригодиться для подрезки. Их также можно уложить в
месте примыкания к стене или других малозаметных местах.

Варианты укладки изразцов: первый рисунок – с сортировкой, второй – без.

Облицовка печи с сортировкой изразцов и без

Схема укладки изразцов с перевязкой и безКроме того, существуют способы укладки изразцов с перевязкой и без таковой.

На этом подходы к укладке не ограничиваются и определяются
рисунком, рельефом изразца и фантазией автора.

Материал подготовлен для сайта www.moydomik.net

Раскладка изразцов

Отсортированные изделия нужно разложить в соответствии с чертежом
на ровной поверхности.

Раскладка изразцов до и после

Примечание. Перед выкладкой изразцов удобно обозначить
очертания печи малярной лентой.

Если размеры изразца превышают размеры печи, края плитки
нужно зашлифовать (сточить) до нужного размера. Если меньше, можно увеличить
толщину шва между плиткой. Однако его толщина не должна превышать 1 мм. для
вертикального шва и 3 мм. для горизонтального.

Выложенные изразцы нумеруют с обратной стороны и приступают
непосредственно к печной облицовке.

Раскладка комплекта изразцовой плитки

Так что же такое изразец?

Изразец — это керамическийэлемент из обожженой глины для украшенияпечей и каминов, внутренних и внешних стен зданий, покрытый глазурью и частоукрашенный росписью. Как правило, такойдекор весьма ярок, и частенько используетсяв местах, где фантазия архитектора илидизайнера по интерьеру не ограничиваетсятиповым решением.

Изразцы в повседневной жизни можно наблюдать на сооружениях, связанных со сферой культуры, искусства и религии. Однако, всё большую популярность он набирает в сфере проведения дорогих эксклюзивных ремонтов, где дизайн может быть выполнен в средневековом, восточном или русском стиле, где современные элементы декора будут выглядеть просто несуразно.

Обычно, при таком подходе заказчик хочет видеть не только голый сруб и побеленную русскую печь, но и какую-то впечатляющую отделку, подобную той, что была у помещиков и купцов в доме. В общем, если вам интересны необычные интерьерные решения, тогда вам с изразцами по пути.

Факты об истории распространения изразцов в нашей стране

Изразцы какглазурованные глиняные элементы зданийи сооружений появились довольно давно.Похожая майолика встречается даже вдревностях Востока. Благодаря своейкрасоте и долговечности она быстрооказалась в домах богатых мира сего.

Также, глазурованнаякерамика нашла своих ценителей и встранах Западной Европы на территориитаких стран, как Германия и Голландия.Бело-голубая отделка каминов и стензнакома многим туристам и знатокам.

Придя на земли Руси из Византии, керамика быстро завоевала, начиная с 10 века просторы храмов, княжеских палат, а к 14 веку была довольно таки широко распространена. В 17 веке это ремесло обрело второе дыхание от западных стран. В то время изразцы изготавливались преимущественно из красной глины. Кроме того, использовалась и светлая гжельская с покрытием на основе свинцовой глазури. Такие изразцы имели зеленый цвет и назывались муравлеными.

Многоцветнаямайолика уходит корнями в далекоепрошлое Новгородской земли. Если бытьточными, речь идет о селе Богородицкое,располагавшегося вблизи ВалдайскогоИверского монастыря

Патриарх Никон всвое время большое внимание уделялстроительству данного здания, поэтомук работам были привлечены лучшиеремесленники, в том числе и иностранные.Благодаря привлечению таких специалистови было заложено основание дляраспространения многоцветной поливнойкерамики. Такие изразцы в народеназывались ценинными (хотя справедливостиради, следует отметить, что муравленыеизразцы изначально не именовалисьтаковыми)

Большое распространение получила в то время четырехцветная керамика на основе оловянных глазурей синего, бирюзового, желтого и белого цветов. В короткие сроки она перекочевала в ремесленные цеха Московской гончарной слободы, где и закрепилась, а затем стала распространяться по остальным регионам России. Традиции, заложенные в древние времена отечественными мастерами были столь сильны, что их не удалось разрушить даже Петру I, желавшему внедрить привычный для тогдашней Европы бело-голубой стиль голландских изразцов.

Отличие изразца от плитки

Чем же отличается изразец от обычно декоративной плитки? Изразцы имеют специальное крепление для размещения их на печах и каминах. Оно имеет к тому же функции защитные и теплосберегающие и называется румпой.

Румпа — это выступ на тыльной стороне, располагающийся по контуру изразца и с пересечением в центре, высотой, как правило, не более девяти сантиметров. Иногда бывает круглой формы. Современные изразцовые крепления это по сути мини-румпы, поскольку усовершенствовались технологии, и обычно большие выступы просто не требуются. Такая майоликовая керамика выступает за счет крепления не более, чем на 2 сантиметра, и уже меньше увеличивает площадь поверхности, а значит для дизайнеров интерьера более предсказуема. Особенно, если это касается реставрации печной конструкции.

Это интересно: Шторы с цветами: 10 простых правил использования в интерьере (23 фото)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайнерия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector