Тонкости укладки мозаики

Особенности

Мозаику изготавливают из песка мелкой фракции, который нагревают до жидкого состояния по типу стекла, после чего заливают получившуюся массу в формы. Размер одного чипа примерно 1 на 1 или 5 на 5 см.

Мозаика — это разнообразие цветов и фактур, поскольку она бывает не просто стеклянной, но и с матовым эффектом или декоративными элементами. Например, золотая мозаика получается в результате добавления в качестве дополнительной прослойки золотой фольги. При добавлении в основу минералов получаются сверкающие и переливающиеся элементы.

У такого отделочного материала масса преимуществ, основным из которых является долговечность. Стекло является довольно прочным материалом, который с легкостью переносит перепад температур и при этом сохраняет изначальный внешний вид на протяжении долгих лет.

Помимо долговечности, это еще и водонепроницаемый материал, что позволяет применять его в разных жилых помещениях, в том числе в ванной комнате, кухне или даже на балконе. Часто мозаикой облицовывают подоконники, добавляя некую изюминку в простой интерьер.

Мозаика не создает трудностей во время уборки. Она устойчива к сильным химическим абразивам, при этом загрязнения с поверхности удаляются с легкостью и не оставляют повреждений. В швах между мелкими деталями хоть и может собираться пыль или грязь, но при регулярной уборке и качественных моющих средствах этого можно избежать.

Немаловажным достоинством мозаики является экологичность, поскольку она изготавливается из натуральных по большей части материалов и не содержит вредных примесей. При этом производство мозаики требует гораздо меньших затрат энергии по сравнению с популярной на отечественном рынке современной керамикой, что приносит меньший урон окружающей среде.

Стеклянная мозаика отражает свет, поэтому применима в небольших помещениях, которым не хватает естественного освещения. Она визуально расширяет пространство, делая комнату более освещенной и создавая атмосферу воздушности.

Если говорить о дизайне, то мозаика и здесь выигрывает по многим параметрам. Она применяется в разных стилях интерьера, а некоторые и вовсе невозможно воплотить без этого уникального по своим качествам материала. Это касается восточных направлений в дизайне, которые требуют красочных и красивых полотен из небольших элементов. Причем мозаику используют не только для отделки пола или стен, но и таких предметов мебели, как столешницы, тумбочки и консоли, столы и изголовья.

Помимо преимуществ, присутствуют и недостатки, и это обстоятельство нужно учитывать на этапе изучения вопроса. Многих смущает цена, ведь она действительно довольно высокая. Мозаика — это не только привлекательный внешний вид и масса возможностей, но и сложный процесс изготовления. За все это приходится платить внушительную сумму. И если еще можно обойтись бюджетными коллекциями, которые часто стали выпускать производители, то с монтажом могут возникнуть трудности. Найти опытного и квалифицированного специалиста по укладке мозаики довольно сложно, при этом его услуги обойдутся в круглую сумму.

При необходимости создать полотно или красочную картину сумма увеличится чуть ли не в два раза, поскольку это кропотливая и сложная работа, требующая времени и определенных навыков.

Несмотря на свою прочность, мозаика в некоторых вопросах требует деликатного обращения, в частности, это касается падений тяжелых предметов

Не исключены и царапины после неаккуратного использования, поэтому необходимо соблюдать осторожность

В отличие от других видов мозаики, стеклянная имеет скользкую поверхность, на которой возможны легкие падения в сочетании с водой, например.

Укладка мозаики

Класть мозаику все равно придется — будь она магазинной или созданной самостоятельно. И есть несколько технологий (одни более трудоемкие, другие — менее), позволяющих перенести рисунок или узор из мелких деталей на подготовленную поверхность:

  1. Прямая. Тут элементы выкладывают фактически так же, как керамическую плитку — лицевой стороной вверх. На пол таким способом мозаику кладут прямо без подготовки — просто на базу, нанесенную на очищенную поверхность. А для размещения на стене мозаичное изображение сначала выкладывают горизонтально по сетке из стеклоткани (исключительно на клей), а затем переносят на подготовленное место. Затирка швов в обоих случаях происходит только после того, как панно целиком окажется там, где ему следует быть.
    Если выполнять прямую мозаику из стекла и керамики, тогда в качестве расходных материалов потребуются только раствор или клей, а также затирка. Если мозаика выкладывается в ванной комнате или на кухне, в условиях повышенной влажности и парообразования, клеящий состав необходимо брать на силиконовой основе. Поверхность, подготовленная под укладку, должна быть абсолютно ровной, обезжиренной, очищенной от остатков резины, ржавчины, цементного молока, и немного шероховатой. Для этого ее дополнительно обрабатывают методом пескоструйной чистки. В качестве финишной отделки перед укладкой мозаики используют грунтовку глубокого проникновения, выбирая составы по камню или бетону.
    Что касается затирки, то при прямой укладке ее берут без песка в составе, чтобы не поцарапать мозаичные фрагменты, особенно если они из зеркала, стекла или кусочков фарфора. Следы затирки после использования снимают без нажима мягкой влажной тканью — фланелью, бязью или фетром.
  2. Обратная. На криволинейных поверхностях небольшого размера художественные панно из мозаики кладут чаще всего обратным способом. И для этого требуется шаблон, представляющий из себя будущий рисунок-мозаику, но в зеркальном изображении.
    Начинающим мозаистам, берущимся за обратную кладку, следует сначала отсканировать выбранный рисунок или сфотографировать его. Затем вывести в нужный размер и разбить на куски (А4), а далее распечатать результат в цвете. Все это существенно облегчит работу.
    Листы-фрагменты раскладываются по сухой поверхности для сведения контуров и клеятся обычным канцелярским клеем. Далее обратная сторона полученного изображения отделывается самоклеящейся пленкой — вверх именно клеевой стороной. При укладке мозаичных элементов (лицом вниз, строго по рисунку, с нажимом), защиту с пленки следует снимать постепенно, поскольку на воздухе основа быстро теряет свои липкие свойства.
    Можно также в обратном порядке выстелить рисунок по пластиковой пленке, с последующим покрытием его яичным белком. Получится дешевле, но метод потребует твердой руки и точного глаза. Поэтому таким способом работают лишь опытные мастера.
    При полном высыхании состава (силикон сохнет 3 дня, старинный яичный раствор — до 20) самоклейку аккуратно снимают, а липкие остатки удаляют ваткой, смоченной в спирте или растворителе для нитролака. Если же мозаика собиралась на клейстер или яичный белок, бумагу размачивают, а затем смывают ее остатки губкой.

Общая характеристика отделочного решения


Безусловно, новым это решение является только для современного рынка, изрядно переполненного хорошими со всех точек зрения материалами для отделки стен и полов. В контексте же всего развития цивилизации дерево всегда использовалось в интерьерах как самых древних дворцов и построек, так и более поздних архитектурных сооружений. Естественно, использовалась и деревянная мозаика для оформления стеновых поверхностей — видимо, людей привлекала то, как органично и интересно смотрится она в разных помещениях. И как ловко помогает поддержать общую атмосферу солидности и благородства.


С высоты позиций отнюдь не давних, а именно сегодняшних дней попробуем перечислить все преимущества использования этого отделочного решения:

  • помогает скрыть неровные стены;
  • экологически безопасно;
  • продолжительный срок эксплуатации;
  • прекрасно сочетается с другими декоративными элементами и отделкой;
  • вносит в интерьер разнообразие и домашний уют;
  • легко поддается ремонту;
  • является одним из самых доступных способов оформить красивый объемный рельеф в любом помещении.


Среди отрицательных моментов, которые неизменно упоминаются в связи использованием деревянной мозаики, чаще всего фигурируют следующие:

  • требует обязательной предварительной обработки антисептиком для профилактики появления грибка и процесса гниения;
  • не является универсальной — необходимо в отдельных случаях руководствоваться при выборе заявленными характеристиками той или иной породы.


Альтернативным вариантом являются 3д панели, примеры интерьеров с которыми, вы можете посмотреть в статье: «3д панели для стен:самые интересные и новые идеи».


Получают такую мозаику двумя способами:

  • из цельной древесины;
  • из древесной стружки, смешанной с водой и цементом.


Нельзя сказать, что какой-то из этих вариантов в разы лучше другого. Хотя мозаика из древесины стоит намного дороже и в целом чаще всего выглядит более солидно и привлекательно. По-взрослому, скажем так. У стружки зато свои неоспоримые плюсы:

  • низкая цена;
  • хорошая влагостойкость;
  • простейший уход.


Но вы же и сами понимаете, что в конечном итоге решают даже не исходные характеристики, а непосредственная реализация в конкретном интерьере.

Укладка мозаики

Если планируете использование плитки разной толщины, начинайте с самой толстой. Она послужит ориентиром для остальных. Клей желательно намазывать и на основание, и на керамику, но одна из поверхностей требует только лёгкого промазывания. Такого, которое не увеличит толщину слоя, но положительно повлияет на прочность укладки.

Наносите клей на небольшие участки, которые предварительно выделили на эскизе. Лёгкие зоны промазывайте большей площадью, сложные потребуют замедления. Намазав на основание клей обычным шпателем, удалите лишнюю смесь шпателем с зубьями. Если кусочки мозаики однородны по толщине, работа пойдёт легче. В противном случае разницу нужно компенсировать добавлением клея. Но даже однородность спасает не всегда. Слишком разные по размеру куски требуют разных усилий по приклеиванию, меньшая плитка при одном и том же слое смеси всегда провалится чуть глубже, поэтому ей необходимо больше клея. Гребенка – всего лишь ориентир, доводить до нужной плоскости каждый элемент всё равно приходится индивидуально.


Мозаика из битой плитки на стене не обязана быть в одной плоскости. Исходите из собственных представлений о красоте. Кроме плитки, используйте и другие материалы, которые разнообразят композицию и позволят ей соответствовать задумке. Напольная мозаика должна быть плоской, неровности и шероховатости создадут проблемы при ходьбе по плитке.


Рельефная мозаика из осколков керамики.

Добиться ровного покрытия только с помощью рук и глаз сложно. Используйте ровный лист дерева, пластика или металла, чтобы периодически прижимать выложенные участки и таким образом выравнивать их. Лучше иметь листы разного формата. Принцип простой: сложней рисунок–меньше охватываемая за раз площадь–меньше лист.

Мозаика из битой плитки предполагает укладку кусочков с зазорами. Не кладите плитку вплотную друг к другу. Очень точная подгонка частей не только многократно усложнит работу, но и может вызвать впоследствии повреждение полотна. Швы компенсируют тепловые расширения материалов, возникающих из-за температурных перепадов. Но и делать огромные промежутки тоже не стоит, руководствуйтесь здравым смыслом. Конечный рисунок не должен пострадать. Не кладите рядом куски одного размера. Слишком разноформатные тоже не «класс», отличия должны быть, но в разумных пределах.

Облицовка столешницы


Столик из яркой мозаики. Если столешница из дерева — очистите её от краски ацетоном или специальным смывками. Затем дважды пройдитесь наждачной бумагой, вначале грубым абразивом, затем мелким. Эти манипуляции нужны для повышения адгезии, не приступайте к мозаике без подготовки.

Как сделать мозаику на столешнице? Здесь требуется иная схема укладки:

  • Начинайте от краёв, постепенно подбираясь к центру;
  • Уплотняйте полотно максимально;
  • Клей удаляйте сразу, высокая плотность подразумевает большое количество швов; чистка в конце приведёт к лишним временным тратам.

Видео мастер-класс по декору столешницы мозаикой:


Сортировка осколков.


Укладка на столешницу.

Немного истории


Первыми явили миру свои мозаичные узоры действительно древние шумеры. Они выкладывали орнаменты из обожженных глиняных пирамидок по необожженной глиняной же основе.

Их инициативу перехватили древние греки: они изобрели смальту — плотное и вязкое стекло, которое можно было обкалывать в застывшем виде без растрескивания. Из его осколков греки выкладывали свои мозаики, спекая разноцветные фрагменты по периметру и в слои по толщине.

Что касается названия, его мозаике подарили римляне, переняв у соседей-греков искусство складывания осколков. Именно они дали стеклянным шедеврам имя «opus musivum», что в переводе означает «произведение, посвященное сразу всем музам».

Далее эстафету развития мозаичного искусства переняла Византия. Ее мастера внесли существенное дополнение в технику выкладки: фон и большие изображения стали оформлять пересекающимися дугами. При этом рисунок терял «пиксельность», если смотреть на него с некоторого расстояния, и становился похож на обычную, только более объемную и «живую» картинку.

В эпоху Возрождения мозаикой вновь активно стали заниматься в Италии. И мастера этой страны добились высочайших результатов при ее изготовлении. Во Флоренции была изобретена новая техника укладки, благодаря которой мозаичные изображения обрели перспективу. И здесь же было разработано уникальное связующее, удерживающее детали мозаики невероятно крепко.

В период рококо мозаика «офранцузилась». И именно французы стали выкладывать панно из ракушек, бусинок (фарфоровых, фаянсовых), бисера, используя технику «обратной укладки», при которой элементы сначала размещались на вощеной бумаге и только потом переносились на подготовленную основу. Работы «а-ля франсе» получались мягкими, точными, с переливами полутонов. В такой технике можно было отделывать мозаикой криволинейные и/или мелкие поверхности.

В исламских странах мастера, кладущие мозаику, не могли изображать в своих работах что-то живое (как и художники, работающие в других техниках), зато они до совершенства довели мозаичный орнамент и стали использовать новые материалы для его создания: керамику (кафель), яичную скорлупу и пр.

Что касается «русской мозаики», то она неразрывно связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова (хотя многие специалисты уверены в существовании древней русской мозаики, уничтоженной во времена монголо-татарского ига). Михаил Васильевич был не только гениальным ученым, но и незаурядным художником. Он всерьез увлекался мозаикой: разработал новые технологии выплавки смальты, основал мозаичную мануфактуру.

Что потребуется для укладки?

Выбрав мозаику, следует позаботиться о подходящем плиточном клее. Он должен обладать такими характеристиками, как водо- и морозостойкость, иметь хорошие показатели эластичности и адгезии, стойкости к воздействию плесени и грибка, химическим реагентам, в первую очередь, хлору.

Как правило, предназначенные для крепления мозаики в помещениях повышенной влажности клеевые составы имеют маркировку «для бассейна» или «аква». Качественный клей имеет в составе цементные смеси, а смеси для затирки – эпоксидные смолы.

Стоит отметить, что дешевыми их не назовешь, однако, более высокая цена полностью оправдана лучшими техническими характеристиками. Нельзя забывать, что экономя на клее, можно лишиться даже самой дорогой и качественной отделки.

Помимо мозаики и клея, необходимо позаботиться о гидроизоляции резервуара.

С этой целью могут использоваться несколько составов.

  • Смеси проникающего действия – после проникновения в поры и трещины материала такие составы кристаллизуются, что обеспечивает герметичность поверхности.
  • Полимерцементные смеси – составы для обмазочной гидроизоляции на основе цемента и пластификаторов.
  • Мастика на базе жидкой резины, поверх которой укладывается армирующая ткань.

Несомненно, в процессе работы вы столкнетесь с необходимостью нарезки фрагмента. Пользоваться кусачками не рекомендуется, поскольку можно повредить материал, получить ломаные, неровные края. Для нарезки рекомендуется приобрести плиткорез или стеклорез.

Тонкости выбора

Выбирая мозаику на сетке, надлежит учесть ряд факторов. Обозначим основные:

  • Оттенок. Важен цвет основного отделочного покрытия, будь то плитка, камень, кирпич или керамогранит. При этом оттенок может быть родственным, но обязательно отличающимся. В противном случае она потеряет выразительность. Смотрите, чтобы цвет удачно вписывался в общую концепцию стилистики. Исключите из списка приоритетов кислотные и ядовитые краски. Они упрощают отделку, делают ее скучной, лишают интерьер многогранности.
  • Фактура. Фактуру плитки на сетке соотносят с основной облицовкой. Если это материал для стен, он может быть гладким и ровным. Для пола надлежит выбирать варианты с матовой и шероховатой поверхностью. Допускается комбинирование текстуры (например, стекла и металла, камня и керамики). Отталкивайтесь от типа комнаты: для кухни лучше глянец, для гостиной предпочтительна матовая или металлическая фактура.

  • Объем. Такой декор приветствует ограниченность количества. Если мозаичных элементов будет много, вместо выразительности пространства они создадут эффект ряби. Чтобы этого избежать, надлежит правильно подходить к оформлению рисунка и его размера. Например, можно сделать из них вертикальные полосы, акцентировать небольшую нишу или узкую стену.
  • Выбор производителя. Данный материал выпускают отечественные и зарубежные торговые марки, включая производителей Китая, Германии, Польши и России. При покупке надлежит учитывать отзывы реальных покупателей и профессиональных мастеров, оставленных на строительных форумах во Всемирной паутине. Это позволит лучше понять, продукция какой торговой марки соответствует заявленным требованиям.

  • Репутация магазина. Торговая точка должна быть проверенной, надежной, работающей непосредственно с производителем. Покупайте там, где вам предоставят документацию в виде сертификата качества и соответствия международным требованиям. Узнавайте состав, качества и тонкости облицовки: хороший продавец владеет этой информацией.
  • Осмотр. Проверяйте весь товар перед покупкой. Каждый плиточный квадратик должен быть качественно приклеенным к основанию, провисание чревато отслоением квадратика после укладки. Если заметны визуальные дефекты и смещения фрагментов, перед вами явный брак, выдаваемый за оригинальную продукцию. Осматривайте плитку на предмет разнооттеночности по всему полотну. Сдать обратно в магазин после покупки ее не получится.

Сетка

Уделите особое внимание сетке, чтобы не попасться на уловку недобросовестного продавца. Она должна быть изготовлена из полиуретана, отличаться гибкостью

Посмотрите на ее целостность – это важный фактор качественной облицовки. Именно от нее будет зависеть дополнительная прочность отделочной поверхности. Не берите разновидность на марлевой сетке. Она, конечно, дешевле, но и ждать надежности от такого материала не стоит.

Материал изготовления. Лучшим типом сырья для данной плитки является керамика. Она может иметь разную фактуру, включения блесток, контрастных пигментов. Ее основным преимуществом является сочетаемость с любым стилистическим направлением дизайна. Помимо этого, она проста в уходе и не будет обременять уборку помещения. Стекло отличается хрупкостью, такой материал недолговечен. Можно выбрать и металлическую разновидность.

  • Стоимость. Качественный товар не продается на распродаже. Он не является участником рекламных акций. Если вы заметили такое, скорее всего, перед вами поддельный материал. Фактором, подтверждающим это, является напористость продавца, жаждущего во что бы то ни стало продать вам мозаичную плитку здесь и сейчас.
  • Нюансы клея. Каждый тип мозаичной плитки на сетке подразумевает использование определенного вида клея. Например, каменную мозаику принято клеить на плиточный клей на основе цемента. Для стеклянной плитки надлежит использовать полиуретановый или эпоксидный клей. Чтобы стекло не выдавало тон основания, подбирают клеевой состав белого цвета. Для гидроизоляции стоит купить вариант с латексом. Чтобы качественно приклеить вариант из камня или гальки, придется купить быстротвердеющий состав или плиточный клей на основе цемента.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дизайнерия
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: